- 1. Алехин — Тартаковер (1922)
- 2. Таль — Ларсен (1965)
- Комбинация- Промежуточный ход
- 3. Топалов — Широв (1998)
- 3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра
- Примеры комбинаций для начинающих
- Цель – мат
- Цель – пат
- Достижение материального перевеса
- 4. Иванчук — Широв (1996)
- Закрытые дебюты
- Ферзевый гамбит
- 4. Шахбокс
- Задания
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Полуоткрытые дебюты
- Сицилианская защита
- Французская защита
- Защита Каро-Канн
- Открытые дебюты
- Итальянская партия
- Защита двух коней
- Испанская партия
- Шотландская партия
- 9. Шахматные часы — чтобы не заснуть
- Комбинация ЗАВЛЕЧЕНИЕ
- 8. Сила шахматных компьютеров
- 5. Бёрн — Фишер (1943)
- 6. Нежметдинов — Черников (1962)
- 7. Аронян — Вашье-Лагранж (2017)
- 8. Крамник — Каспаров (1994)
- 6. Шахматы вслпую
- 9. Любоевич — Карпов (1981)
- Комбинация СВЯЗКА
- Ещё о комбинации- СВЯЗКА
- 10.1. Нимцович — Рубинштейн (1926)
- 2. Шахматный автомат, который всех надул
- 10.2 Земиш — Нимцович (1923)
- BONUS
- 5. Динамический ферзь
- 7. Бесконечные возможности
- 11. Ротлеви — Рубинштейн (1907)
1. Алехин — Тартаковер (1922)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1012161&m=36
Черные только что разменяли ладью на слона, рассчитывая на связанные пешки прошлого. Номинально у белых материальный перевес, но из-за давно минувших пешек позиция далеко не уникальная. Остановить пешки довольно сложно и, как показывает компьютерный анализ, всего один ход белых приводит к гарантированной победе. У Алехина, конечно, не было компьютера, да и игра длилась достаточно долго, чтобы надоело, но все же она нашла этот ход!
36. Rd5!!
На первый взгляд, этот ход скорее является ошибкой, чем победой: ладья атакует одну защищаемую пешку и, похоже, не мешает другой. Сам Алехин объяснил это просто: прошлые пешки не опасны, когда ладья может атаковать их сзади, не теряя времени. И если они продвигаются, белому королю удается заблокировать их на черных полях. Находясь на полях цвета своего слона, такие пешки больше не опасны. Что ж, тогда это уже вопрос техники. Полный анализ этой позиции довольно объемен, но очень интересен любителям. ×
2. Таль — Ларсен (1965)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1139729&m=16
Знатоки шахмат, особенно те, кто знаком с сицилийской защитой, возможно, уже догадались, о каком ходе идет речь. Откровенно говоря, он даже предлагает себя на эту должность.
17. Nd5!
Жертвоприношение коня, очевидно, позиционно, но в чем его смысл? Сначала открываются диагонали для обоих белых слонов, нацеленных на черную королевскую крепость. И заблокировать их практически невозможно, в том числе с учетом наступающих пешек белых. Выносливость черных сохранялась еще 11 ходов, и хотя Ларсен не всегда играл оптимально, этот вариант, начинающийся с жертвы коня, стал одним из основных в этой сицилийской системе защиты. Реагировать в таких позициях крайне сложно, здесь может устоять только компьютер.
Комбинация- Промежуточный ход
Комбинация: Промежуточный ход происходит, когда не только фигура вашего оппонента подвергается атаке или находится под угрозой нападения, но и ваша фигура тоже.
- Таким образом, вы можете выйти из битвы со своей фигурой в темпе (угрожая оппоненту шахом или угрозой матов или проиграть фигуру), и пока ваш оппонент решает проблему, как избавиться от вашей угрозы, взять что-нибудь ему, например, тот кусок, который он имел в бою. И ваша фигура, на которую тоже напали, в тот момент уже вышла из боя.
- Или обменяйте свою самую слабую фигуру с более сильным противником, а затем снова заберите фигуру, которая была атакована.
Фактически, чтобы убрать свою фигуру в темпе (с угрозой) из-под битвы, забирая следующим ходом чужую, это комбинация промежуточных ходов.
Пример-
И у белых, и у черных по две башни атакуют. Если белая ладья берет любую черную ладью, вторая черная ладья в ответ берет белую ладью. Рисунок.
Но во время своего хода белые используют комбинацию ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД. Проверяют вышку вне боя от N3 до D3 с таймером, то есть с угрозой. Ладья атаковала короля, и он в любом случае должен избавиться от этой угрозы, этого контроля. И он начинает в шаху, но время упущено, башня уже завелась под удар, а вторая башня спокойно берет черную башню на G7. Победы.
Еще один пример промежуточного хода. Ход белых.
Если белые берут слона на I5, то черные тоже берут слона, это не интересно. Но если вы сначала уберете свою фигуру с линии огня… B5 вы дадите королю шах и сделаете это с угрозой, в данном случае с угрозой шаха, тогда черные должны избавиться от этой угрозы, при этом белые забирают слона вторым ходом. Победа.
Ну и две позиции для самостоятельного решения. Оба хода — ходы белых.
Оба решают
промежуточный ход.
Комбинация — ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ довольно часто встречается даже в играх мастеров. Им нужно постоянно просчитывать разные ответвления своих тактических идей и, возможно, а часто, просматривать эту комбинацию, увлекаясь расчетами.
3. Топалов — Широв (1998)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1143956&m=47.5
И здесь, хотя эндшпиль на доске уже есть, это не помешало Широву делать невероятные заикания в этой позиции! Очевидно, у черных значительный перевес благодаря двум прошлым пешкам, но оптимальный план игры за черных найти не так просто. Попробуйте найти здесь ход, который приведет к самой быстрой победе.
48… Bh3!!
Жертву слона, а следующий ход еще и пешек! В чем значение этого шага? В конце концов, можно было обойтись и без него, а вместо этого просто переместить короля на сторону ферзя и поддержать ее пешки. Это было возможно, но благодаря жертве слона у черных появляется такое важное для них время, поскольку слон освобождает поле f5 для короля, и при этом вместо хода короля белые вынуждены делать ход тратить свое время на поимку епископа. Пешки белых сдвоены, и чёрной пешки на g5 достаточно, чтобы их сдержать. Дальнейший план прост: белый король практически не работает, а черный король будет поддерживать прошлые пешки, одну из которых все еще можно обменять на бесполезного слона, но они не могут остановить вторую.
3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра
Самая короткая шахматная партия называется тупым матом и состоит из двух ходов: 1 f3 e5 и 2 g4 Qh4 ++. Ничья или поражение могут произойти даже до того, как игроки начнут делать ходы, либо в случае определенного сценария в таблице лидеров, либо из-за неучастия игрока.
Самый продолжительный шахматный матч между Иваном Николичем и Гораном Аршовичем был сыгран в Белграде в 1989 году. Он длился 20 часов 15 минут, в ходе партии было сделано 269 ходов и завершилось вничью. Теоретически игра может длиться и дольше, но после введения правила 50 ходов это количество может быть несколько ограничено.
Примеры комбинаций для начинающих
Посмотрим на примеры с разными целями и способами исполнения.
Цель – мат
Для объединения нет более высокой цели, чем мат королю противника.
Посмотрим на схему:
Черные находят прекрасную возможность разрушить оборону белых с помощью жертвы ладьи, которая, как говорится, держится «на соплях».
1… Rb1!!
Если ладья побьет ладью, ферзь поставит мат на g2. Если ферзь бьет ладью, конь получает мат с поля f2.
Если ладья вообще не побита, на следующем ходу мат ферзем на g2.
Цель – пат
Спасти безнадежную партию — не менее благородная задача. Хорошо сыграть в патовой ситуации и получить ничью часто даже веселее, чем легко выиграть.
Воспользовавшись тем, что белому королю некуда двигаться, он попадает в тупик: белые сначала жертвуют пешку. А потом превращают башню в сумасшедшую башню: начинают проверять,
И когда черный король приближается к башне, они жертвуют и этим!
Король бьет ладью и останавливается на доске.
А если не попадает, ладья бесконечно чекает, и это тоже ничья.
Достижение материального перевеса
В этом случае используются разные тактики. Например, колода :
Ход белых. Как победить? У нас сильная пешка прошлого, но ей мешает черная башня.
Выход есть — куча!
Смотрите также: Оценка шахматистов
1.g7 Rg5 2.Rh5!!
А после взятия ладьи пешка переходит к ферзю. Белые побеждают.
4. Иванчук — Широв (1996)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1060750&m=21
Мало кто сомневается в гениальности Широва как шахматиста, но в этом примере он сам попал под «каток» имени Иванчука. В примерно равной, но обоюдоострой позиции Иванчук нашел довольно неожиданное решение, нарушившее материальный баланс и баланс в игре, чем белые воспользовались на практике.
21. Dg7!
Белые, по сути, отдают ферзя за две второстепенные фигуры в игре в перчатках, причем, на первый взгляд, без конкретных перспектив. Но это только на первый взгляд. Иванчук достаточно глубоко просчитал этот вариант и, используя слабые стороны черных и воспользовавшись откровением своего короля, за несколько ходов не только восстановил материальный баланс, но и перевел его в пользу белых, что привело к их победе. Оглядываясь назад, здесь все просто и логично, но я бы классифицировал этот ход как «не пробуйте это дома!».
Закрытые дебюты
Наконец, перейдем к закрытым дебютам — где белые не начали игру ходами 1 и 4. Для закрытых дебютов характерен упор на позиционную борьбу, маневры фигур с закрытым центром.
Ферзевый гамбит
Начнем с дебюта, который стал известен всему миру после выхода серии «Queen’s Move» (в оригинальном ферзевом гамбите, буквально — ферзевый гамбит). Получается ходами 1.d4 d5 2.c4.
Варианты гамбита в закрытых дебютах отличаются от открытых: здесь пешка жертвуется, чтобы не атаковать короля, она быстро восстанавливается и очень часто черные отказываются ее есть (наиболее частый ответ 2 . e6, что приводит к ферзевому гамбиту отказался).
4. Шахбокс
Гарри Каспаров как-то сказал, что «шахматы — это мучение ума». Видимо, поэтому кто-то решил совместить шахматы с физическими упражнениями, создав шахматную доску. Голландский художник Ипе Рубинг стал основателем шахмат после того, как увидел в комиксе идею объединения шахмат и бокса.
В шахматном боксе чередуются раунды шахмат и бокса, а его девиз — «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».
Шахбоксинг набирает все большую популярность и находится в ведении Всемирной организации шахматного бокса.
Задания
Задача 1
Белые могут сыграть 1. Rxg7? Подсчитайте варианты, возникшие после этого хода.
Белые ходят
Задача 2
Оцените позицию и найдите наиболее сильное продолжение. Он также рассчитывает варианты после 1.ed
Белые ходят
Задача 3
Белые хотят сыграть 1. Сe2. Какие варианты нужно рассчитать?
Белые ходят
Задача 4
Белые только что взяли слона g6. Подтвердите правильность их расчета опциями.
Белые ходят
Полуоткрытые дебюты
В полуоткрытых дебютах черные не отвечают 1 . e5 на первый ход, а выбирают другой способ борьбы за центр.
Сицилианская защита
Самый популярный полуоткрытый дебют — сицилийская защита. В нем на первом ходу черные отвечают 1.e4 ходом 1 . c5.
Идея состоит в том, что пешка c5 также контролирует центральное поле e4, но позиция не становится зеркальной, как в случае 1.e4 e5, и противники развивают свои фигуры асимметрично. Также важно, что в сицилийской защите у черных нет проблем с защитой дома f7: слон 2. Bc4 можно играть 2 . e6, избегая угрозы вилок или мата детей. Поэтому очень часто белые не доводят слона до c4, а играют 2. Nf3, а затем 3 d4.
Сицилийская защита — очень распространенный дебют с более чем сотней вариаций. Самыми популярными являются:
- вариант дракона — связанный с развитием чернопольного слона на поле g7;
- вариант Найдорфа — расположение черных пешек на d6 и a6 с идеей дополнительного b7 b5 и давления на ферзевом фланге;
- челябинский вариант — наиболее острая система, связанная с тем, что после размена пешек на поле d4 черные снова ставят пешку на е5, атакуя коня;
- система Схевенингена — когда черные не сразу борются за центр, а выставляют пешки d6 и e6 с планом дальнейшего ослабления. Он может перейти в систему «ёжик», если добавить еще шипованные пешки в поля a6 и b6.
Французская защита
Другой часто встречающийся полуоткрытый дебют — французская защита, которая появляется после ходов 1.e4e6.
Кажется, что ход 1 . e6 более пассивен, чем 1 . e5, однако черные намереваются захватить центр на втором ходу, в ответ на 2 d4 игрой 2 . d5.
Основные варианты французской защиты:
- разменный вариант — 1 e4 e6 2 d4 d5 3 ed ed, ведет к равной борьбе, так как у белых больше нет преимущества в центре;
- система Нимцовича — 1.e4 e6 2.d4 d5 3.e5, белые занимают пространство, но должны быть готовы к тому, что черные ослабят свой центр с помощью 3 . c5 и далее атакуют пешки b2 и d4 с помощью Nc6 и Qb6.
- Вариант Паулсена — 1 e4 e6 2 d4 d5 3. Cc3, после чего возникает острая и интересная борьба (особенно в варианте Winaver 3… Sib4).
Защита Каро-Канн
Защита Каро-Канн получила свое название в честь двух шахматистов, которые создали фундамент: Горацио Каро и Маркуса Канна. Дебют после хода 1.e4 c6.
Идеи этого дебюта аналогичны французской защите: черные временно уступают белое пространство, надеясь позже занять центр путем d5. Разница в том, что в этом дебюте не будет проблемы с плохим слоном на светлом поле (как после 1 . e6), а развить коня с b8 будет сложнее.
Как и во французской защите, на втором ходу чаще разыгрывается 2.d4 d5, поэтому у белых схожи варианты: поменять местами 3.ed, захватить область 3.e5 или сохранить давление 3. Nc3.
Открытые дебюты
Чаще всего в играх начинающих шахматистов встречаются дебюты открытого типа. В них и белые, и черные полны решимости как можно скорее вывести свои фигуры в центр и сделать рокировку. Кроме того, в открытых дебютах легче начать атаку на короля в начале и в середине игры.
Итальянская партия
Самый популярный открытый дебют среди начинающих шахматистов — итальянская партия. Однако даже профессиональные игроки часто используют этот дебют.
Получается ходами:
1.e4 and5
2. Cf3 Cc6
3. Сс4 Сс5.
Кроме того, возможны несколько вариантов: белые могут сразу рокироваться или начать борьбу за центр ходом c3; также существуют варианты гамбита, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4.b4).
именно в открытых дебютах чаще всего встречаются ходы. Слово «гамбит» происходит от итальянского «дать гамбетто» — заменить подножку. Идея гамбитов состоит в том, чтобы пожертвовать некоторый материал (чаще всего пешку), чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.
Защита двух коней
Дебют очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защитой двух коней.
Из названия следует, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:
1.e4 and5
2. Cf3 Cc6
3. Cc4 Cf6.
Шахматистам-любителям, разыгрывающим этот вариант черными, следует быть готовым заманить в ловушку ход белых 4. Ng5 с угрозой поставить вилку ходом Nf7. Очевидно, что опытные шахматисты, использующие этот вариант, знают способ защиты: 4 . d5, блокируя белого слона, после чего возникает длинный теоретический вариант в случае 5 и Ka5 6. Bb5 c6.
Однако в партиях начинающих шахматистов очень часто можно встретить то, что черные не находят такого способа защиты, на пятом ходу они берут вилку и теряют ладью. Чтобы этого не произошло, обязательно ознакомьтесь с ловушками того варианта, который вы используете, и остерегайтесь угроз вашего оппонента.
Испанская партия
Еще один очень популярный открытый дебют — испанская игра. Эта открытость чаще всего встречается в играх великих мастеров.
Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые ставят своего слона на поле b5:
1.e4 and5
2. Cf3 Cc6
3. Сиб5.
Этот дебют в меньшей степени направлен на быструю атаку, поскольку слон не атакует поле на f7, но белые полагаются на позиционное давление на пешку e5 и связку коня на c6. Варианты испанской партии анализируются вплоть до 20-30 ходов и часто сводятся к переходу в позднюю игру с небольшим преимуществом белых. Основоположником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.
Шотландская партия
Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия наглядно это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимум борьбы за миддлы уже на третьем ходу:
1.e4 and5
2. Cf3 Cc6
3.d4.
Белые уже заняли центр двумя пешками, и черные должны захватить пешку d4, прежде чем они уничтожат пешку e5 или захватят пространство d5. Основные ответвления дебюта появляются после 3 . и 4. Nd4. Размен коней на черных невыгоден, так как тогда белый ферзь займет центральное поле d4, откуда ее трудно гнать и откуда она будет давить на пешку g7, не давая слону развиваться.
Часто черные отвечают 4… Nf6 или 4… Nc5. Во многих вариантах шотландской игры белые предпочитают подолгу рокироваться и атаковать со стороны короля.
9. Шахматные часы — чтобы не заснуть
Вначале в шахматы играли без часов. При этом игроки могли играть много часов или даже дней подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время шахматного турнира помощник судьи записал, что «игра не была завершена, потому что игроки наконец заснули».
Впоследствии, через год, на международном турнире был введен контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.
Комбинация ЗАВЛЕЧЕНИЕ
Суть комбинации. Короля или, реже, другую фигуру соперника мы привлекаем на опасном, неудобном, НЕВЫГОДНОМ поле для оппонента
Пример. 1k6 / 1p6 / 1B2P3 / 1n6 / 6r1 / 4bq2 / Q4rP1 / 2R3K1
Если ход черным, то он побеждает, но теперь ход белых,
и они могут поставить мат ладье на поле C8, но ладья не будет защищена, и король ее просто съест.
Затем заманиваем короля в угол на поле A8, жертвуя там ферзя. А когда король берет ферзя на А8, беспрепятственная ладья делает шах С8 в мате.
Эта комбинация называется ПРИВЛЕЧЕНИЕМ.
Комбинация ATTRACT часто используется вместе с другими комбинациями.
Например, в этой позиции
у черных преимущество, размен. А ладью забрать нельзя, потому что промежуточным ходом черные забирают коня на E3 для шаха, а затем забирают у короля второго коня на F7, но белые снова выигрывают. Первый ход — ферзь Н8 — тикает !!! принести в жертву ферзя и заманить короля в невыгодное для него поле.
Король сталкивается с N8. Конь берет ладью и одновременно наносит двойной удар, атакуя короля и ферзя. Следовательно, у белых остается еще одна фигура.
Другой пример: у черных плохая позиция.
Но жертвой ферзя на А2 и заманиванием белого короля на невыгодное для него поле, а вторым ходом — ужасный двойной шах — раскрывается особый случай шаха — С B1 + и мат ладьи А2 (мы будем считать мат раскрытым и двойная проверка ниже) поставили мат.
С помощью комбинации Lure шахматисты иногда выходят из ситуаций совершенно безвыходно.
Шахматы — это красиво, умно и разносторонне…
8. Сила шахматных компьютеров
Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим шахматистом в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году и стал настоящим шоком для всего шахматного мира.
В 2006 году чемпион мира Владимир Крамник потерпел поражение от компьютерного Дип Фрица, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят в один ряд с великими мастерами.
5. Бёрн — Фишер (1943)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1008419&m=15.5
Одна из самых известных и красивых партий Фишера, в которой он, играя черными, в 21 ход одержал победу над одним из сильнейших великих мастеров Соединенных Штатов того времени. Эксперты в лице двух великих мастеров, наблюдавших за этой партией, оценили эту позицию как небольшое преимущество белых. Пару ходов назад позиция была почти симметричной, но черные почему-то создали слабое место в виде изолированной пешки. Что делать, если конкретных угроз не видно? Но этого не было!
15… Nxf2!
Вообще жертвы фигур часто практикуются на полях f2 или f7, но к чему это приводит в данной позиции? В следующих ходах второй черный конь, как бы желая отомстить только что съеденному товарищу, сначала объявляет шах, затем вилку ферзю и ладье. Ой, вот и все! Фишер решил нарушить баланс и сыграть ладьей и двумя пешками против двух лошадей. Что ж, это смелая попытка, хотя опытные наблюдатели сошлись во мнении, что Фишер неправильно оценил позицию и фактически испортил вечеринку. Но тут началось что-то странное: вместо ладьи за слона принимают коня, потом жертвует себя одинокая пешка (даже если бы ее все равно скоро съели, так что не страшно), объявляется безобидный шах слона белому королю — король, следовательно, уходит в отставку. Затем черный ферзь делает небольшой шаг вперед и… Бьянка сдалась! Как гром среди ясного неба! Фактически, после небольшого анализа выясняется, что решающий для белых мат или материальные потери неизбежны. И что еще несколько ходов назад небо для белых было не таким ясным. Но тогда никто, кроме Фишера, не заметил.
6. Нежметдинов — Черников (1962)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1260278&m=12
Рашид Нежметдинов. Виртуоз шахмат, великий шахматист, так и не получивший звания гроссмейстера. Но разве это умаляет красоту ваших вечеринок? Он был одним из немногих, кто регулярно бил не только кого-либо, но и самого Таля, но прежде всего он заслуживает восхищения не за безупречную защиту, как, например, Ботвинник, а благодаря блестящей атаке. То есть, собственно говоря, он дрался с Талем своим оружием, и он победил! Но это тема для отдельного разговора, и в этой игре все начиналось достаточно безобидно. Сицилийский дебют, правда, вместо активной игры черные настаивали на быстрой ничьей, за что и поплатились. Внезапно Уайт изобрел осложнения, которых противник не смог понять.
12. Dxf6!
Итак, это все! Ферзь выдается за две второстепенные фигуры, и почти в начале игры дебют только что закончился. Строго говоря, эта жертва неверна, потому что при осторожной игре черные не только вышли, но и получили перевес. Но сложно активно играть, когда ты уже решил, что проект у тебя в кармане. Белые уверенно повели в счете и в результате выиграли материал, а вместе с ним и партию в блестящей комбинаторной манере. В сети есть отличный обзор этой игры, как и других игр Нежметдинова — рекомендую.
7. Аронян — Вашье-Лагранж (2017)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1886032&m=15
Если вы думаете, что все хорошие игры игрались раньше, когда деревья были большими, а трава зеленее, то вы жестоко ошибаетесь. И сейчас достаточно красивых партий современной классики, две из которых сошлись в этой битве, где Ароняну была абсолютно необходима победа. Соперник разыграл довольно известный вариант индийской защиты, придя к довольно типичной позиции, и тут Аронян решил, что сейчас или никогда!
15. Bc4!
Черные атаковали коня белых, которого в этой позиции обычно убирают на E2 с прицелом на f4, но Аронян решил не тратить время на такую ерунду и просто развил последнюю легкую фигуру. Было бы глупо не принять жертву за черных, поскольку их фигуры почти неразвиты и плохо согласованы друг с другом. Так что мне пришлось съесть свою лошадь и полагаться на материальное преимущество, чтобы компенсировать позиционные недостатки и, по крайней мере, выровнять игру. Но Аронян знал, что делает, и просто не давал на это времени — через 10 ходов позиция черных стала безнадежной.
8. Крамник — Каспаров (1994)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1070732&m=12.5
А вот и сам Гари Кимович во всей красе. Одна из классических игр Каспарова, поначалу новинка, которую, однако, мало кто решается повторять.
12… Nfxe4!
И снова размен ферзя двумя второстепенными фигурами, и снова начало игры в перчатках. И снова кажется, что конкретных путей к победе не видно. Но Каспаров на самом деле не просто «счетчик вариантов», как полагали некоторые неопытные специалисты, а глубокий знаток игры. В этой и многих других партиях он доказывает, что может побеждать не только благодаря комбинациям, но и благодаря глубокому пониманию позиции и шахмат в целом. В данном случае, оценивая обстановку на доске и относительную стесненность белых фигур, Каспаров не пожалел ферзя для наращивания инициативы, а затем довольно простыми ходами довел игру до логической победы. Просто и элегантно, как по-французски!
6. Шахматы вслпую
Слепые шахматы — это вариант игры, в которой игрок делает все ходы, не глядя на доску. Как правило, в игре присутствует посредник, передвигающий фигуры.
Слепые шахматы — впечатляющий навык, которым обладают многие из сильнейших шахматистов. Одним из рекордсменов по слепым шахматам стал венгерский шахматист Янош Флеш, сыгравший одновременно с 52 соперниками с завязанными глазами и выигравший 32 партии.
9. Любоевич — Карпов (1981)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1066990&m=35.5
Пожалуй, в этом выборе не обошлось без Карпова, ведь именно он олицетворяет практически идеал позиционной игры, продуманной стратегии и железобетонной профилактики. У него редко бывают красивые комбинации и эффектные жертвы — он обыграл своих соперников за счет другого — постепенное увеличение преимущества, улучшение собственной позиции и ослабление позиции соперника, что в итоге привело к решающему перевесу. В этом контексте сложно заметить ход Анатолия Евгеньевича: почти половину его ходов можно назвать лучшими.
И позиция этого примера родилась из довольно стандартной и (на мой вкус) даже скучной линии Каро-Канн, и на первый взгляд кажется абсолютно такой же. Но .. есть нюанс…
35. Qd8!
«Ну и что?», — скажете вы, — «ну ферзь пошел на d8. Даже на h8 в этой позиции ничего не меняется». Но все меняется. После этого хода белые практически обречены. Если не понимаете почему, то не стоит сердиться, Любоевич тоже не понял, поэтому ответил невнятным выжидательным ходом от короля, который играл только в руках черных. Судя по всему, сам Карпов не сразу определился с планом выигрышной партии, так как двумя ходами назад он первым поставил ферзя на d7, освободив место для короля, хотя, видимо, мог сразу сыграть Qd8. План по сути прост: пешечная атака на королевском фланге. Но, несмотря на всю свою позу, Карпов сначала должен был правильно оценить структуру пешки, а также силу своих и других фигур. И он это сделал, ведя игру с очевидными шагами к естественной победе.
Комбинация СВЯЗКА
Когда один из наших нападающих и
две фигуры соперника находятся на одной линии (вертикальной, горизонтальной или диагональной), и одна из фигур соперника защищает (прикрывает) другую, более сильную (например, ферзь) или уязвимую (король). Тогда первая фигура никуда не может пойти, уйти, так как сразу открывается атака на вторую. Поэтому они говорят, что это LINKED, а комбинация называется LINK. Подробности описаны здесь. Читать дальше.
Ещё о комбинации- СВЯЗКА
СВЯЗЬ
Поворот в шахматах — это дальняя атака фигуры (ферзя, слона, ладьи) на фигуру противника, прикрывающая другую (более важную или эквивалентную) фигуру, чем фигура противника.
Конь, король и пешка не могут связывать фигуры соперника.
Как правило, в колоде участвуют 3 фигуры: связанная, связанная и покрытая.
Есть. 1. Абсолютная связка (защищаемая фигура — король) 2. Относительная связка (защищаемая фигура — любая фигура) 3. Полевое соединение, квадраты (когда поле угрозы защищено сзади, а не фигура)
если фигура не может покинуть свою позицию из-за того, что король находится под атакой или сторона, понесшая значительные материальные потери, то эта фигура считается ничьей.
Есть три способа использовать пакет:
1 увеличить атаку на ничейную фигуру («правило булавки»)
2 съесть кусок, который находится под «защитой» привязанного куска
3 занимают важную клетку, которая находится под «защитой» ничьей.
Типичный пример булавки в проеме.
Оба черных коня связаны. Но если звено Sv5-Kc6-Kre8 является абсолютным звеном, то есть у связанного рисунка в принципе нет возможности никуда идти, то второе звено относительное.
Конь может пойти на F6, но тогда ферзь на D8 теряется.
_______________________________________________________
4b3 / 3kp3 / 3pn3 / 6p1 / 1p1P4 / rN5P / P1P1B3 / 1K6
Что хорошего в упаковке. Дело в том, что поскольку связанная фигура не может двигаться, то ее можно атаковать и атаковать, если что-то есть.
Главное, чтобы фигуры, защищающие ничью, были в меньшинстве.
То есть для атаки должно быть больше фигур, чем для защиты.
Однако это общее шахматное правило.
________________________________________________
Например-
белые, используя комбинацию COMBIN, приводят игру к ничьей, хотя теперь у них на одну фигуру меньше.
r3r2k / 1pp3p1 / p7 / 8 / P4p1b / 1PP5 / 2KR1PP1 / 3R4
________________________________________________
А ЭТО КРАЙНЕ ВАЖНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ!!!
Любую комбинацию можно найти, понюхать и интуитивно понять, чувствуя, что где-то в крепости противника есть дыра, она может только быть, ее просто нужно найти.
Найдите и используйте в любых комбинациях.
Пока шахматисты слабы, они пропускают ДЕСЯТКИ различных шахматных комбинаций в КАЖДОЙ игре. Слабые шахматисты ИХ НЕ ВИДИТ.
Несмотря на разницу между сильным и слабым. Сильные видят и используют, слабые не видят и не проигрывают. Вот взгляд — кусочек настоящей вечеринки
r1b1r1k1 / ppp2ppp / 4q1n1 / 3p4 / 5b2 / 5P2 / PPPB1QPP / 2K1RBNR
Черные начинают и делают мат в два хода, пользуясь тем, что слон на D2 ничейный.
FE1-FE1.
LE1 X. Мат
И все и не нужно ничего придумывать.
Комбинация — это самый быстрый и простой способ выиграть.
И мальчик, который играет черными, увидел эту связку и этот мат только после того, как мы с ним проанализировали эту партию. И он потерпел еще 15 ходов и в итоге проиграл.
_______________________________________
Например, здесь белые создали себе комбинацию BIND.
k7 / 4n3 / pp4p1 / 4p3 / P5P1 / 1BP1r3 / 1PK4R / 8
Ладья N8 контролирует короля, и следующим ходом ладья связывает фигуру на седьмой горизонтали, все просто.
_
__________________________________________
7r / k4p2 / p2bp1pp / P7 / 2Qrq3 / 1R2B2P / 1P3PP1 / R5K1
От связки можно избавиться.
Либо выгнав, либо уничтожив связывающую фигуру.
Вот, например… Ферзь берет слона на E3
_______________________
Или вставив третью, неважную, между двумя его фигурами.
Обычно так вы избавляетесь от штифта B g5-N f6-Q d8
______________________________________________________
1rr5 / 3kppbp / p2p2p1 / P1p5 / 1NP1P3 / 1R2BP1P / 6P1 / 3R1K2
ИЛИ ЗДЕСЬ. Начиная из-под балки с помощью каскада комбинаций.
Ход белых Да, конь ничейный и должен быть проигран, но благодаря связке пешки D6
эта история, как известно, запутана .
_______________________________________
Вот еще один пример группы. Черные ходят.
1kr3r1 / 1pp1q2p / p7 / 2b5 / P7 / 1P1B3P / K1PQ1N2 / 1R5R
(относительный луч)
Дальше…
Примеры решения
10.1. Нимцович — Рубинштейн (1926)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1007481&m=18
А вот еще один герой и одновременно антигерой шахмат, без которого этот сборник был бы неполным. Мало кто внес такой новый и даже революционный вклад в теорию шахмат, как Нимцович, а может быть, и совсем не внес. Правда, он не был любимцем публики и коллег — благодаря своему сложному характеру за это, но когда он был в форме, оборонительные порядки его противников рвались на части или, наоборот, сводились к критической массе и рвались швы. Честно говоря, я не мог выбрать здесь демонстрационный ход, поэтому возьмите сразу двух Нимцовитов: одного за белых, а другого за черных.
Первое возражение возникло в упорной игре против Рубинштейна, одного из лучших шахматистов своего времени. Надо сказать, что эта игра часто встречается в учебной литературе как пример хорошо продуманного и четко реализованного плана игры.
18. Nh1!
Как правило, конь белых в игре с перчаткой h1 добровольно не двигается. Если это происходит, обычно это признак ограниченной позиции и даже позиции, близкой к проигрышной. Но здесь такого нет. Этот ход положил начало долгому пути коня к дому g5, где он стал проводником решающей атаки белых. И он попал туда только на 30-м ходу: белым потребовалось 12 ходов, чтобы реализовать свою идею! Но что делать, если черные не хотят сдаваться первыми.
2. Шахматный автомат, который всех надул
В 1770 году венгерский изобретатель Вольфганг фон Кемпелен создал шахматную машину. Автомобиль представлял собой фигуру «турка» в человеческий рост, которая сидела за огромным деревянным шкафом, двери которого открывались, показывая публике сложные механизмы.
Механическая рука перемещала фигуры по полю и побеждала таких известных противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.
Как выяснилось много лет спустя, шахматная машина не была машиной. Внутри машины находился шахматист, который переместился внутрь и спрятался, когда публике показали замысловатую работу умной «машины».
10.2 Земиш — Нимцович (1923)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1102400&m=25.5
И вот отличный пример другой стратегии: черные воспользовались небольшой неточностью белых и начали их медленно, но методично душить. Это позиция перед очень тихим последним ходом черных, который придал игре большой смысл.
25 .. h6!
И это все! Ловушка захлопнулась, и Уайт начал отчаянный цугцванг. Пожалуй, лучшим ходом в этой партии было 20, когда Нимцович пожертвовал коня, что стало реализовывать задуманное, но решающий ход пешкой мне показался более эффективным, но если так — решайте сами.
BONUS
И в заключение есть бонус в виде двух отличных ходов, но теперь они явно тактические, а не стратегические.
5. Динамический ферзь
Фигуры королевы или королевы претерпели множество изменений за всю историю шахмат. Все началось с того, что он мог пройти только один квадрат по диагонали, потом двинулся на два квадрата, а потом все дальше и дальше, как лошадь.
Теперь эта фигура может перемещаться как по диагонали, так и по горизонтали и вертикали. Сначала он был советником короля или премьер-министром.
Но позже она стала сильнейшей шахматной фигурой.
7. Бесконечные возможности
После трех ходов у каждой стороны появляется более девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.
По этому числу количество возможных уникальных частей превышает количество атомов в видимой Вселенной. Количество атомов оценивается в 10 ^ 79, а количество уникальных шахматных партий — 10 ^ 120.
11. Ротлеви — Рубинштейн (1907)
0 http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1119679&m=22.5
Это позиция перед началом знаменитой комбинации Рубинштейна, которая по праву считается одной из самых красивых в истории шахмат. В этой позиции черный ферзь находится под атакой, у белых все фигуры защищены, и все кажется захваченным…
22… Rxc3!!
Здесь комментарии не нужны — досмотрите игру до конца.