Игра в шахматы вслепую (не глядя на доску) — польза или вред?

Исследования гроссмейстера Крогиуса

Листая старые шахматные журналы, в основном русские, немецкие и австрийские, с конца 19 века и первого десятилетия этого века, я наткнулся на ряд материалов, которые также могут быть интересны современным шахматистам. Предлагаю вниманию читателя рассказ об этих материалах.

Судя по всему, первым профессиональным психологом, использовавшим шахматы для научных исследований, был директор Парижского института экспериментальной психологии Анри Бине.

Он интересовался психологией памяти и рисовал шахматы для изучения этой проблемы. Согласно журналу «Шахматы», издаваемому А. Сувориным за 1894 г., профессор А. Бине в 1892 г представил выдающимся шахматистам того времени анкету, содержащую 14 вопросов. Многие откликнулись. Всего А. Бине получил 62 ответа. Анкета в основном касалась игры вслепую. Но обобщение ответов имеет большое значение для понимания психологии обычной игры.

Вот вопросы в анкете:

  1. Можете ли вы играть, не глядя на табло? Сколько вечеринок одновременно?
  2. К какому классу игры вы относитесь?
  3. Какая у вас обычная память? Вы хороший математик? Вы хорошо думаете в уме?
  4. Как вы представляете позицию в игре вслепую? Как вы запоминаете позицию при переключении между играми?
  5. Вы буквально представляете себе доску и фигуры?
  6. Вы представляете доску целиком или ее часть?
  7. Можете ли вы представить цвет фигур?
  8. Вы представляете цвет полей?
  9. Вы представляете себе форму фигур?
  10. Вы можете представить себе форму стола?
  11. Связывает ли разум форму фигуры с ее пространственным движением?
  12. Вы мысленно произносите слова во время игры?
  13. Представляете, как играют слепые шахматисты?
  14. Насколько вы можете в уме просчитывать варианты?

Зигберт Тарраш - один из величайших шахматистов и теоретиков шахмат в истории
Зигберт Тарраш — один из величайших шахматистов и теоретиков шахмат в истории

Среди полученных ответов наиболее интересны ответы Зигберта Тарраша. З. Тарраш, например, писал: «Моя память немного выше среднего. Но память на имена и лица плохая. Но то, что я изучаю с интересом . приятное воспоминание об этом. Я помню много Гомера, Софокла, Горация… Моя шахматная память особенно хороша, потому что я очень увлекаюсь шахматами. Я вкратце вспоминаю игру, в которую играл в Берлине 12 лет назад. При этом сначала я вспомнил идею… Я средний математик… Считать в уме было плохо. Это было видно уже в школе».

«Конечно, я могу представить всю позицию перед моими глазами, но это сложно. Главное, что необходимо для той или иной позиции, остается в памяти… В общем, вся игра построена на смысловой памяти… Мне сказали, например, что в игре No. 4 был сделан ход Kre8-d8. Из хаоса, который царит в моей голове, я начинаю вспоминать, думать — что означает этот ход. Помню — был королевский гамбит, он отдал мне жертву слона на f7 — нельзя брать — поэтому и перешел на d8. Это логическая цепочка воспоминаний».

Также, говоря о представлении фигур и доски в уме, 3. Тарраш заметил, что мышление шахматиста отвлекается на форму, цвет фигур и влияет на функциональные связи фигур на доске. «Внешние особенности не важны, я их не замечаю. Я вижу план».
На основе своих исследований А. Бине в 1893 г сделал отчет в Сорбоннском университете и в 1894 г опубликовал книгу. В результате обобщения данных анкетного опроса А. Бине сделал следующие выводы.

Лучший игрок — это тот, кто наиболее правильно оценивает позицию, а затем просчитывает варианты. Как видите, этот вывод многие разделяют и сейчас. Правда, А. Бине переоценил расчетные способности шахматистов. Поверил ли он С. Розенталю, который озадачил парижского профессора, заявив, что он может вычислить варианты нескольких… сотен ходов вперед!?

  1. А. Бине считал, что математика и шахматы не тождественны. «Это как бы параллельные направления умственной работы». Гипотеза А. Бине подтвердилась. Многочисленные работы советских психологов показали, что нет прямой связи между математическими и шахматными навыками.
  2. Полемика с З. Таррашем, который сказал: «По сути, каждая игра ведется вслепую. В уме видна любая комбинация из 5-6 ходов. Доска и фигуры только мешают вычислениям ». А. Бине справедливо заметил:« Играя с шахматной доской, нужно мысленно представить только будущее расположение фигур, а без шахматной доски — настоящее».
  3. «Шахматный бой не сводится к запоминанию», — подчеркнул А. Бине. Также невозможно объяснить богатство шахматного творчества чисто рациональными методами ». Подчеркивая роль интуиции, А. Бине писал: «Я постигаю ее (положение на шахматной доске — Н.К.), как музыкант улавливает аккорд, целиком».
  4. Более подробно останавливаясь на характеристиках памяти шахматистов, А. Бине подчеркивает точную роль семантической, логической памяти над зрительной. Он пишет: «… если шахматисты используют зрительную память, то она полностью отличается от зрительной памяти художников. Речь идет не о живой конкретной памяти, а об абстрактной памяти, которую можно было бы назвать геометрической памятью».
  5. А. Бине, вероятно, переоценил значение внутренней речи в процессе обсуждения. Он подчеркнул: «Внутренний дискурс .. постоянно используется в рассуждениях и расчетах. Каждый шахматист, без сомнения, шепотом излагает свои рассуждения и бормочет во время игры: молчат только немые».

Последующие исследования, в частности советского педагога и психолога Б. Блюменфельда, не подтвердили мнение А. Бине. Было показано, что внутренняя речь во время игры крайне снижена или полностью отсутствует. Шахматист думает прежде всего картинками.

В целом А. Бине заключает, что мышление шахматистов очень сложное и разнообразное. «Если бы мы могли заглянуть в голову шахматиста, мы бы увидели целый мир ощущений, образов, идей, эмоций и страстей, бесконечное брожение состояний сознания, для которых все наши наиболее полные описания являются лишь схемами».

Результаты исследования оказались богаче, чем ожидалось. А. Бине надеялся получить данные о развитии памяти, но действительно получилась интересная работа не только о памяти, но и о мышлении шахматистов. Многие положения применимы не только к игре вслепую, но и к игре за доской.

И характеристика игры с завязанными глазами оказалась настолько точной, что все последующие исследования (Г. Марко, А. Алехин, Л. Франк) неизменно подтверждали выводы А. Бине.

Шахматисты должны быть благодарны французскому ученому. А. Бине первым сумел охарактеризовать шахматы как высоко творческое занятие.

Сам А. Бине не был сильным шахматистом, но страстно увлекался шахматами и неоднократно подчеркивал положительное значение шахмат для развития интеллекта и характера.

* * *
Теперь обратимся к вопросу о том, как оценивалась воспитательная роль шахмат в рассматриваемый период. В настоящее время общепризнано значение шахмат для развития человеческой мысли. В то же время по этому поводу ведутся жаркие дискуссии. Особенно живо обсуждается проблема обучения шахматам в школах.

И. Манхеймер на страницах «Deutsches Wochenschach» за 1904 г подверг резкой критике шахматы. Автор утверждал, что игра в шахматы — лишь дополнительное бремя для студентов, которые не торопятся и ничего не дают взамен. Статья заканчивалась предложением: «Итак, шахматы в школе? Нет!».

Противоположное мнение высказали Г. Марко, О. Кох, З. Тарраш. Г. Марко отметил, что шахматы отвечают всем требованиям настоящей педагогики. Они развивают ум, способствуют развитию воображения, учат терпению и т.д. А.З. Тарраш прямо предложил властям образования немедленно решить вопрос о введении обучения шахматам в старших классах средних учебных заведений.

обсуждался также вопрос: необходима ли для успеха в шахматах высокая общая культура, образование?
Об этом говорил М. Вайс в журнале «Wiener Schachzeitung» 1906 года. Он писал: «Игра Ласкера показала связь между научным мышлением и успехом в шахматах». Кроме того, автор отмечает, что прогресс в шахматах требует таланта, хорошей памяти, усидчивости и общей эрудиции.
Общая культура, как справедливо отмечает М. Вайс, дает лучшую способность использовать различные методы умственной работы, способность подходить к решению конкретных задач шире и оригинальнее.

Тогда же обсуждалась и актуальная тема современных шахмат: что это такое: наука, искусство, спорт?
любопытно, что он особенно горячо отстаивал признание шахмат своеобразным искусством З. Тарраша. В «Шахматном обозрении» 1910 года мы находим следующие строки: «У шахматной игры впереди большое будущее. Все чаще подтверждается мнение о том, что в том виде, в котором она существует сейчас, это не только игра, но и своего рода произведение искусства… И, собственно говоря, игра в шахматы — это не только ее искусство собственная природа, но также и впечатление, которое она производит на зрителя.

Красивая игра в шахматы, как и любое другое произведение искусства, вызывает самые разные эстетические эмоции у игрока и зрителя. Тот факт, что игра в шахматы, вместо игры в строгом смысле этого слова, становится все более и более автономным искусством, также ощущается в социальном значении, которое она приобретает».

После поражения в матче на первенство мира Э. Ласкер (1908) 3. Тарраша спросили: «А теперь ты навсегда распрощаешься с игрой?» 3. Тарраш сказал: «С игрой? Как вы думаете, он посвятил игре четверть века? Шахматы — это на самом деле спорт, но по своей сути это искусство. Разве шахматы не доставляют эстетического удовлетворения, как любое другое искусство? »Жалко, что 3. Тарраш не оставил систематического изложения своих взглядов на шахматы. Известно, например, что позже в серии интервью он подчеркивал важность основы спортивного элемента в шахматах и ​​книги излагали материал так, как это принято в науке.

Надо ли учиться играть вслепую?

На одном из шахматных форумов один из участников утверждал, что игра вслепую вредна для здоровья. Чтобы ответить на один заданный вопрос, давайте попробуем найти ответ на другой: «Могут ли все сильнейшие шахматисты планеты играть вслепую?» По нашим данным, игра вслепую — обычное дело не только для топовых шахматистов, таких как Александр Морозович, но и для шахматистов уровня СКК (кандидат в мастера спорта). В подтверждение своих слов предлагаем посмотреть небольшой рассказ, в котором ЕОЦ Михаил Стровский (Екатеринбург) проводит сеанс одновременной игры вслепую на 8 досках.Справедливости ради стоит отметить, что, судя по сюжету, Михаил Стровский сам записывал партии и видел записи всех ходов.

Двенадцатая чемпионка мира по шахматам Александра Костенюк в своей книге «Как стать гроссмейстером в 14 лет» рассказывает, как она и ее младшая сестра решали шахматные задачи в уме.

Тренажер для игры вслепую

Рассуждения о том, что людям необходимо научиться играть без зрительного контакта с доской, можно перевести в другую смысловую плоскость: могут ли все шахматисты играть вслепую? В последние десятилетия это умение перестало быть уникальным: одновременные игровые сессии с несколькими соперниками при отсутствии табло проводят не только руководители рейтинга ФИДЕ, но и спортсмены уровня СКК (кандидаты в мастера спорта).

Этот факт свидетельствует в пользу выводов, сделанных более века назад Альфредом Бине: игра вслепую не может быть единственным способом улучшить шахматное мастерство человека или развить его умение считать ходы. Такой режим игры может стать хорошей тренировкой для шахматиста, но существенно не улучшит текущие результаты.

Как думают сильные игроки

Анри Бине, директор Парижского института экспериментальной психологии, в 1892 году провел опрос лучших шахматистов того времени. Задаваемые вопросы касались исключительно завязанных глаз. Какие выводы сделал Бине? Шахматисты мыслят образами, воспринимая позицию в целом, а не разделяя фигуры и ходы, память игрока более абстрактная (геометрическая), чем визуальная. Исследование показало, что шахматы и математические навыки — это не одно и то же: среди известных великих мастеров были очень посредственные математики (позже это подтвердили и другие психологи).

Сохранились воспоминания А. Алехина о занятиях с завязанными глазами: он вспомнил позицию .. по голосу соперника — сначала последний ход, а потом и всю позицию на текущем табло. З. Тарраш запомнил общий план игры, идею, функциональные связи фигур на доске, без визуализации фигур и доски, он утверждал, что легко запоминает игры, в которые играли много лет назад — только начиная с идеи.

В период 1973–1996 гг. Было проведено более десятка исследований по выявлению особенностей мышления шахматистов. В течение 10 секунд игрокам показывали разные позиции — реальные перспективные позиции и со случайно расположенными фигурами — и просили восстановить их по памяти. Шахматисты с большим количеством очков (более 2200) справились с задачей намного лучше слабых, но . только в реальных позициях, а случайные запоминались точно так же. Ученые пришли к выводу, что сильный игрок определяет и распознает перспективные позиции (то есть те, на которых можно получить преимущество) сразу, а не в результате перечисления вариантов. Если слабый шахматист анализирует отдельные ходы соперника, то сильный анализирует позицию в целом. Позиционное мышление развивается с опытом, на основе накопленных знаний и практики.

«Чемпион мира не вскрывает горькой правды»

Первый чемпион России Александр Алехин внес действительно большой вклад в историю игры с завязанными глазами. В свое время Александру Александровичу нужно было не только обыграть непобедимого Хосе Рауля Капабланку, но и преодолеть «золотой аукцион» — самому собрать астрономическую сумму в призовой фонд. А Алехин, эмигрировавший из России, уехал с гастролями в Америку, где провел много деловых и слепых сессий. Однако Алехин не был бы самим собой, если бы сосредоточился на финансовом и спортивном успехе. Он не только совершил одну из самых легендарных поездок, но и написал несколько статей, в которых оставил советы и рекомендации для потомков: как играть вслепую на нескольких досках?

Кстати, если вы видели знаменитый фильм «Белый снег России», то Алехин в его кинематографическом воплощении предлагает вслепую на 32 вкладки офицерам Вермахта и всех уничтожает. На самом деле, на турнире в Чикаго российский титан сыграл на 32 табло, проиграв четыре игры и сделав девять ничьих — поединок получился очень упорным. В довоенной советской периодике такие выступления бывших белогвардейцев и эмигрантов жестко заклеймили, а символом советской шахматной школы Алехин стал только после своей смерти.

Главный бич современных шахмат. История аферы черно-белой доски
Главный бич современных шахмат. История аферы черно-белой доски

«Жалко, что чемпион мира не раскрывает горькую правду до конца. Он также мог сказать, какое нервное напряжение требует одновременной игры вслепую. И если слепо вы воспринимаете шахматы в первую очередь как «средство пропаганды», то что еще вы можете в них увидеть? Разве это не средство заработка? Ведь «слепая» сессия как зрелищное зрелище для многих зрителей на Западе высоко ценится. В отличие от Америки, которая предпочитает слепые шахматы, в нашей стране, как сказал Алехин, «это запрещено законом». Не нужно сожалеть об этом. Советское шахматное движение не идет ни в какое сравнение с сомнительными «пропагандистскими средствами массовой информации», от которых попахивает вредоносным обманом », — цитата из статьи в шахматной газете« 64 »1931 года.

Дискуссии о роли шахмат

Переломный момент между 19 и 20 веками был временем острых противоречий между сторонниками и противниками обучения детей шахматам. Так, в 1904 году Иоахим Маннгеймер опубликовал в German Chess Weekly статью, в которой резко критиковал эту дисциплину. Основная жалоба автора заключалась в высокой загруженности учащихся, усугубляемой занятиями в шахматных клубах. По словам Маннгеймера, игра в шахматы была пустой тратой времени.

Редакция Венского шахматного журнала во главе с Георгом Марко заняла иную позицию. В 1906 году издание опубликовало статью Микши Вайса о практических преимуществах шахмат. Венгр убедительно доказал, что успех в игре для детей, молодежи и взрослых невозможен без развитого интеллекта, прекрасной памяти, умения импровизировать и эрудиции. По словам Вайса, общий культурный уровень игрока напрямую влияет на его или ее конкурентоспособность на доске.

В прошлом веке было спорно отнести шахматы к одной из трех категорий: научная дисциплина, вид спорта или вид искусства. Зигберт Тарраш, проиграв матч на первенство мира в 1903 году, определил, что происходит на табло в спорте, который по своей сути остается искусством, так как приносит публике значительное эстетическое удовольствие.

Как играть в шахматы вслепую на Chess.com

Каждый может проверить свои силы в игре слепоты. Слепые шахматы — это один из вариантов шахмат, доступных всем пользователям Chess.com. Откройте раздел «Варианты» и выберите из списка «Слепые». Укажите время матча и нажмите «Играть!»

Перед началом игры вслепую.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое шахматы и как в них играть на Chess.com. Попробуйте этот вариант шахмат, чтобы научиться смотреть на шахматную доску и считать варианты, и, возможно, он вам понравится навсегда! Если вы интересуетесь шахматами, присоединяйтесь к шахматному клубу для слепых на Chess.com — Chess Club для слепых!

«Играющий не пытается воспроизвести всю доску»

Конечно, после Второй мировой войны отношение к завязанным глазам в СССР изменилось. Кстати, по настоянию своего тренера Игоря Бондаревского Борис Спасский много играл, не глядя на табло, перед финальным матчем претендентов с Михаилом Талем. И все же он победил рижского шахматного мастера, выйдя в чемпионский бой с Тиграном Петросяном.

Так что же Алехин написал о процессе игры вслепую?

«Большая часть умственной работы выполняется с помощью так называемой логической памяти; это означает, что игрок не пытается воспроизвести на своих глазах всю шахматную доску с ее черными и белыми клетками, черными и белыми пешками, как полагает большинство непосвященных, а только запоминает какой-то характерный ход, конфигурацию части шахматной доски доска… Так я играю, так они играют Насколько я знаю, все мастера игры в слепоту. Зрительная память обращается за помощью только тогда, когда в особо критический момент необходимо проверить положение, обнаружить возможный бред и т.д.

Что касается мнемонических схем, то я их никогда не использовал. Необходимо быстро ликвидировать отдельные партии и тем самым уменьшить их количество. Незадолго до каждого крупного выступления я набрасываю для себя простой план, разделяя общее количество карточек на отдельные дебютные группы».

Трагедия шахматного гения. Жизнь и смерть Александра Алехина
Трагедия шахматного гения. Жизнь и смерть Александра Алехина

Гроссмейстер Николай Крогиус, научно изучавший вопросы психологии и мышления в шахматах, подтвердил мнение Алехина: «Семантический характер запоминания подчеркивают также эксперименты по воспроизведению положения фигур на доске, которые я проводил во время одновременные игровые сессии. Место рисунка, как правило, определялось логической нитью воспоминаний. Например, было ли сложно определить положение пешки — на b2 или b3? Поскольку король находится на d2 и ранее угрожал сделать шах конем на c4, легко было вспомнить, чтобы отразить эту угрозу ходом b2-b3».

Рекорды в игре вслепую

Проведение хотя бы одной игры вслепую от начала до конца уже является значительным достижением, но проведение одновременных сессий игры вслепую — серьезное испытание человеческих навыков! Игра Дэнни на 10 досках впечатляет, но в истории шахмат известно в четыре раза больше сессий. МГ Мигель Найдорф провел слепую сессию на 45 досках в 1947 году. В 2011 году его успех превзошел М.Ф. Макс Ланг, который играл на 46 досках, но даже этот мировой рекорд не удержался!

В 2017 году гроссмейстер Тимур Гареев установил новый рекорд книги Гиннеса, сыграв 48 игр в сеансе вслепую, который длился более 19 часов. Это удивительное достижение считается одним из семи самых невероятных шахматных рекордов всех времен.

Гроссмейстер Тимур Гареев — рекордсмен Книги рекордов Гиннеса по количеству соперников в слепой сессии.

Один против 48

Американский гений Гарри Нельсон Пиллсбери однажды произвел фурор сессиями: он играл вслепую в шахматы, шашки и еще пару раздач карт одновременно! Именно при Пиллсбери (на рубеже XIX и XX веков) такие занятия стали невероятно прибыльными! Жаль, что Пиллсбери, который вполне мог сместить с престола Эммануэля Ласкера, очень скоро умер. Считается, что на супертурнире в России он злоупотреблял посещением бань, да и сам этого не делал, в результате чего заболел венерическим заболеванием, от которого вскоре скончался.

В будущем очень много сеансов слепых проводили многие: Дьюла Брейер, Рихард Рети, Мигель Найдорф, Георгий Колтановский, Михаил Таль — даже по советскому телевидению! Существует легенда, что мастер Янош Флеш от стресса, вызванного сеансом одновременной игры с завязанными глазами, чудесным образом вылечился от болезни мозга, хотя врачи поставили ему смертельный диагноз. Увы, Флеш все равно долгожителем не стал — он погиб в автокатастрофе.

Одно время в мире был даже супертурнир вслепую (параллельно играли и в Rapid). Знаменитый гроссмейстер Лев Полугаевский предложил эту идею голландскому миллионеру Йопу ван Остерому. Турнир назван в честь дочери миллионера и чемпиона мира по переписке, там играли все сильнейшие, кроме разве Гарри Каспарова, который относился к Эмбер как к чему-то легкомысленному. Однако после тяжелого инсульта ван Остер прекратил проведение соревнований в 2011 году и вскоре скончался.

«Мне оставалось жить несколько дней». Рассказы великого шахматиста Анатолия Карпова
«Мне оставалось жить несколько дней». Рассказы великого шахматиста Анатолия Карпова

Специально для Книги рекордов Гиннеса для таких сессий разработаны особые правила: какому квалификационному построению противников должен соответствовать, каким условиям игрового процесса, сколько процентных очков должно набрать сессия. В то время рекордсменом был американец Тимур Гареев (родившийся в Узбекистане, прекрасно владеющий русским языком, часто бывающий в России), который в 2016 году боролся с 48 соперниками одновременно. Во время тренировки Гареев катался на велотренажере: это увеличивало кровоснабжение головного мозга.

Современные турниры по шахматам вслепую

Первый чемпионат мира по шахматам вслепую прошел в Бильбао (Испания) в 2007 году. Каждый раунд состоял из двух партий, в которых соперники играли с изменением цвета фигур. Применялись «Софийские правила», запрещающие предложение ничьей, а также подсчет очков «футбола»: 3 очка — одна победа, 1 очко — одна ничья, игровое время ограничено 25 минутами. Участвовали шесть шахматистов (в порядке занятых мест): Сянчжи Бу, Сергей Карякин, Магнус Карлсен, Юдит Полгар, Веселин Топалов и Пентала Кришна.

В 2009 году в Монте-Карло прошел 18-й ежегодный Янтарный супертурнир, в котором приняли участие 12 ведущих шахматистов со всего мира. Левон Аронян одержал победу. Турнир биатлонный: в слепые и быстрые шахматы. Сеансы с аудиторией, на которых соперники большую часть времени играют посредственно, разительно отличаются от игры с равным противником, пусть даже с одним. Довольно часто возникают «ошибки», связанные с тем, что шахматист сосредотачивается на одной части доски, где происходит самое главное, и упускает из виду остальное (так называемый «туннельный эффект»).

Слепые игры требуют высокой концентрации, сильного нервного и эмоционального напряжения. Многие шахматисты жаловались на плохое самочувствие после сессии. Например, в Найдорфе в Сан-Паулу случился гипертонический криз. Многие из тех, кто боролся за новые рекорды, рано умерли, а некоторые (Пол Чарльз Морфи, Вильгельм Стейниц) даже закончили свою жизнь в психиатрической клинике (см. Статью «Шахматы — путь к безумию?»). Кстати, Гарри Каспаров сообщает об игре слепо отрицательно, считая, что сильное переутомление после сеанса вредно для здоровья.

Сеансы игры вслепую известных шахматистов

Многие известные шахматисты одновременно играли с завязанными глазами. Рекордсмены — Мигель Найдорф (сессия на 45 досках) и Макс Ланг (46 досок). Казалось бы, рекорд никогда не будет побит, установленный венгерским мастером Яношом Флешем в возрасте 27 лет (1960 г.) — он провел сеанс одновременной игры вслепую на 52 досках. Однако рекорд в том же году побил Георгий Колтановский — он сыграл 56 партий вслепую (50 побед, 6 ничьих) — это мировой рекорд.

Александр Алехин

известно, какое шокирующее впечатление произвела на молодого Алехина рекордная сессия на 22 досках в Москве: «Это выступление в Пиллсбери потрясло меня, как чудо». Но вскоре Алехин и сам смог сотворить чудо. В памяти многих любителей шахмат запечатлелся сюжет из фильма об Алехине «Белый снег России», в котором великий шахматист сыграл вслепую с немецкими офицерами на 32 двух досках одновременно.

 

Оцените статью
Блог о шахматах