Как научиться игре в шахматы: основные термины, популярные комбинации, ценность фигур

Что нужно знать

Обучение шахматам основано на 3 принципах:

  • изучение теории и правил;
  • понимать цель игры и способы ее достижения;
  • регулярные практические занятия.

Суть игры

В шахматы играют 2 человека: один белыми фигурами, другой черными. Цель игры — уничтожить фигуры противника, перемещая их по доске, добраться до короля противника и поставить ему мат.

Шахматы развивают логику.

Игрок, который первым атакует основную фигуру противника, не допуская ее попадания в свободную ячейку, выигрывает игру. В результате проигрывает игрок, чей король поставил мат.

Если никто не может поставить мат чужому королю, шахматная партия заканчивается вничью.

Основные термины

В шахматах есть особые термины для описания ситуации или действия на доске. Основные из них:

  1. Легкие и тяжелые фигуры. Конь и Слон легкие, их стараются ввести в игру с первых же ходов. Ферзь и ладья считаются тяжелыми, если они начинают атаковать во второй половине игры. При этом, находясь на одной линии, они защищают друг друга.
  2. Дебют, который является начальным этапом игры. Дальнейшая стратегия группы зависит от того, как игрок входит в эту фазу. Задача открывающего игрока — как можно быстрее распределить свои фигуры по полю и захватить пешками центр, не допуская аналогичных действий соперника. Классический дебют — ход пешки с E2 на E4 — помимо контроля над центром, открывает путь ферзю и слону.
  3. Мидгейм, или половина игры. Здесь игроки пытаются уничтожить пешки соперника, сохраняя при этом свою пешечную структуру. Ваши фигуры должны занимать центр доски сплошной линией, а пришельцы должны быть изолированы друг от друга или в двойном положении. Кроме того, такое положение пешек позволяет их второстепенным фигурам спокойно находиться перед пешками, так как пешки соперника не имеют возможности атаковать их.
  4. Эндшпиль, или финальная часть игры, в которой на доске остается несколько фигур. Тяжелые фигуры и уцелевшие пешки борются за победу.
  5. Размен фишек — это ситуация, при которой игроки в результате взаимной атаки отнимают фишку соперника, за исключением короля. Равный обмен получается при потере одинаковых фигур. Они также меняют слона на коня, коня или слона на 3 пешки, ладью на слона и 2 пешки, ферзя на 2 ладьи.
  6. Рокировка — это маневр, при котором меняются местами король и ладья. Поскольку основная битва происходит в центральной части поля, король находится в безопасном углу, а башня быстрее вводится в бой.

    Вы не можете рокироваться, если король или ладья уже сделали ход или если произошел шах.

  7. Шах представляет собой угрозу королю в результате преднамеренной атаки фигур противника. Чтобы защитить себя, у короля есть варианты действий: перейти в соседнюю клетку, закрыть другую фигуру и взять атакующую фигуру.
  8. Мат — это ситуация, завершающая игру. Подобно контролю, только королю нет выхода.
  9. Пат — это положение в конце игры, когда игроку, имеющему право на ход, некуда переместить фигуру, не подвергая ее риску соперника. Однако его король не подвергся нападению. Эта ситуация означает, что игра закончилась вничью.
  10. Шахматная стратегия — это принцип игры, который включает в себя разработку и реализацию плана по захвату позиции соперника. Он состоит из постоянного анализа и оценки игры соперника, расчета возможных вариантов ее развития и быстрой корректировки дальнейших действий. Продуманная стратегия позволяет создавать противнику максимальные трудности, удачно размещать свои фигуры в центре доски, захватывать открытые и полуоткрытые линии поля с небольшими потерями.
  11. Разделительная линия — это условная граница игровых зон, расположенных между четвертой и пятой позициями на табло. Когда фигуры выходят за эту линию, необходимо внимательно следить за потенциальными угрозами атак соперника.
  12. Шахматная нотация — это система символов, соответствующих цифрам и буквам, указанным на доске. Помогите написать партию, прочитать и понять шахматные книги.

shahmati_pat
Срыв в шахматах.

Ценность используемых фигур

В шахматах 6 видов фигур. У каждого из них есть свое название, предназначение, относительное значение, направление движения и атаки:

  1. Король бесценен на протяжении всей игры. Он — ключевая фигура в игре, но и самая слабая. Король переходит в любую свободную клетку рядом с ним. Он бьет противника, находящегося в соседней клетке. Беззащитный король часто умирает в середине игры, поэтому для завершения игры рокировку следует производить после того, как были введены в игру второстепенные фигуры.
  2. Ферзь или ферзь — самая сильная фигура и приносит 9 очков. Он может ходить и атаковать в разных направлениях одним шагом, несколькими клетками или до конца поля.
  3. Ладья — следующая по значимости шахматная фигура, стоящая 5 очков. Он может двигаться и бить врага так же, как и ферзь, за исключением диагональных направлений. Чтобы повысить ценность башни, необходимо предусмотреть открытые линии.
  4. Слон или офицер получает 3 балла, движется и атакует по своей диагонали с любым количеством шагов. Два слона игрока не пересекаются, так как один движется по белой диагонали, а другой — по черной.
  5. Рыцарь получает 3 очка, ходит и бьет буквой G. Перепрыгивайте все фигуры, которые находятся на пути, и меняйте цвет поля. Его выгоднее разместить в центре доски, там у него больше свободы передвижения, чем с края. Если у коня есть шанс атаковать одну из двух фигур соперника, то такая ситуация называется «вилкой».
  6. Пешка как базовая единица стоит 1 очко, она перемещается только на один шаг вперед, но в начале хода она может перепрыгнуть через квадрат. Ценность пешки в том, что она блокирует сильные фигуры, а пешка, которая пересекла все поле и достигла последнего ряда, превращается в любую меньшую или тяжелую фигуру. Теоретически на доске могут одновременно играть, например, 9 ферзей: одна оригинальная и 8 преобразованных из пешек.

Очки, начисленные фигурам, не влияют на исход игры. Они помогают принять решение о взятии чужой фигуры, сделать ли другой ход или поменяться местами.

Фигура слона.
Шахматный слон.

Шаг 4. Первый ход

Шахматист, играющий белыми, всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, шахматисты обычно подбрасывают монету или один из них угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Затем ходят белые, затем черные, затем снова белые, затем черные и так по очереди до конца партии. Возможность сделать первый ход — небольшое преимущество, которое дает белым возможность немедленно начать атаку.

Шаг 5. Как победить в шахматной партии

Игра в шахматы может закончиться несколькими способами: мат, ничья, подчинение, поражение с течением времени…

Как поставить мат в шахматах

Цель игры — поставить мат королю соперника. Мат на шахматной доске, когда один из игроков не может защититься от мата,

Есть три способа защититься от чека:

  • отступить на другой квадрат (но нельзя рокировать!),
  • закрыть от чека другой частью
  • или возьмите фигуру, атаковавшую короля.

Если король не может избежать мата, игра окончена. Обычно король не снимается и не удаляется с доски, игра просто объявляется оконченной.

В случае невнимательности мат может быть получен в любой момент игры. Рассмотрим пример самого быстрого мата, который появляется на втором ходу.

Шаг 1. Найдите доску и ознакомьтесь с правилами

Обучение игре в шахматы с нуля начинается с изучения основ. В шахматах шесть разных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Играют два соперника: один белый, другой черный. В каждой по 16 штук. Шахматная доска разделена на равные квадратные ячейки, ее размер 8х8. Вертикальные строки полей обозначаются латинскими буквами от A до H слева направо, горизонтальные строки — числами от 1 до 8 снизу вверх.

Научитесь играть в шахматы с нуля
Источник: unsplash.com/ @mitchazj

Прочтите правила. Чтобы понять, в чем суть, потребуется не более получаса, ведь в шахматы могут играть даже трехлетние. Далее давайте подробнее рассмотрим, как научиться хорошо играть в шахматы.

Общие правила

Игроки должны соблюдать установленные правила.

Основные из них:

  • шахматная доска размещается так, чтобы белые клетки находились в левом верхнем и правом нижнем углах;
  • белые фигуры размещаются на первом и втором местах, черные — на седьмом и восьмом;
  • игрок, получивший белые фигуры, начинает игру;
  • игроки по очереди;
  • 1 фигура перемещается за 1 ход;
  • если шахматист касается своей фигуры, он обязан сделать ею ход;
  • фишку соперника касаются только при твердом намерении ее отобрать;
  • если нужно подкорректировать фигуру, то сначала следует заявить об этом вслух;
  • необходимо контролировать время для размышлений;
  • перед началом игры следует убедиться, что черные и белые ферзи смотрят друг на друга.

На доске 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая половина — черная. Все поле разделено на зоны:

  • 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
  • черные и белые главные диагонали;
  • 6 белых и 6 черных диагоналей;
  • большой центр, расположенный на пересечении 4-х горизонтальных полей и 4-х центральных вертикалей;
  • центр доски — это пересечение 2 горизонтальных и 2 центральных вертикальных полос.

Расположение фигур на поле

Тем, кто начинает свои шахматные познания с нуля, перед игрой следует изучить порядок расстановки фигур:

  • в первом ряду от игрока — ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
  • второй ряд занимают 8 пешеходов.

Ферзь всегда находится на клетке своего цвета, поэтому король получает место на доске в зависимости от него.

Тонкости нападения

лучше всего начать воспроизводить проемы с ячеек E4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю нужна защита от пешек, поэтому вывести все пешки в атаку невозможно.

игра в шахматы
лучше всего начать с ячеек E4 и D4, затем открываются проходы для сильных фигур.

В игре вы должны избегать удвоения или построения ваших фигур. В таких позициях они становятся отличными целями для атаки. Пешеходам лучше идти один за другим, чтобы каждый защищал того, кто впереди него.

Чтобы уничтожить фигуры противника, рекомендуется выбирать слабые, то есть те, которые не защищены другими его фигурами.

Для продвижения вперед требуются ячейки, не занятые противником. Вы можете освободить их, отбив фишку противника и поставив свою на место. При этом обязательно проверять центр доски, добавлять в битву новых участников для нападения на чужого короля, не сдавать свои фигуры по безрассудству или случайно.

Не всегда обязательно попадать в цель прямой атакой. Вы должны применить шахматную стратегию. На практике это означает просчет событий хотя бы на пару шагов вперед, предвидение действий противника, его возможных ходов. Однако важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует импульсивно. Умение правильно определять последствия того или иного действия и реакцию противника приходит с регулярной практикой.

Ход пешкой по диагонали

Пешка — единственная фигура в шахматах, которая движется и атакует разными путями.

Он движется вперед только по свободным ячейкам. Если впереди фигура, пешка не может двигаться дальше. Часто возникают ситуации, когда чужие пешеходы толкаются друг к другу и остаются стоять до тех пор, пока некоторые из них не будут убиты сильным противником.

Как атакует пешка.
Нападение пешеходов.

Пешка атакует по диагонали влево или вправо на 1 поле. При атаке иногда используется маневр «поймать пешку на пасе». Суть его в следующем:

  • пешка находится на 2-м ряду, а на 4-й линии находятся пешки соперника, контролирующие 3-ю линию;
  • белая пешка с правом перелезть через дом пересекает «сломанный дом» и становится рядом с чужой пешкой;
  • противник бьет его на 4 линиях, но ставит пешку на ранее атакованное 3-линейное поле.

Дебютные принципы

Дебют — это самый первый этап игры. Вводить его нужно хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • правильно расставить фишки, чтобы к середине игры они заняли боевые позиции;
  • обеспечить безопасность короля, так как он довольно уязвим в начале игры;
  • избегать поспешных ходов ферзя;
  • отдавать приоритет движению рыцарей над знаменосцами;
  • соединить тяжелые фигуры;
  • сорвать планы оппонента.

Один из важнейших принципов, без которого невозможно научиться играть в шахматы, — это контроль центра доски. Любая фигура, находящаяся здесь, контролирует наибольшее количество полей. Ферзь, оставаясь в этой области, контролирует почти половину доски и может оказывать давление в случае появления вражеских фигур. Кроме того, важно знакомить пешеходов с этой территорией.

Второй принцип — это развитие фигур, а не солдатиков. Последние передвигаются только по открытым линиям. Например, значение открытия E4 состоит в том, чтобы открыть пути для слона и ферзя, а также контролировать центр. Кроме того, это распространенная ошибка — дважды перемещать одну и ту же фигуру без уважительной причины. Конечно, всегда есть исключения, но это основное правило. Если его проигнорировать, то в будущем противник будет создавать для игрока неприятные угрозы.

Во-первых, король должен обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это делается сидя, поэтому сделать это нужно как можно скорее. Это можно проиллюстрировать на примере открытия под названием «Итальянская вечеринка». После трех ходов игрок должен очистить два поля между королем и ладьей (F1 и G1). Затем на следующем ходу он может спокойно рокироваться. Из-за этого маневра королю вряд ли в ближайшее время угрожают.

Рокировка невозможна в двух случаях: ход, сделанный ранее королем, а также момент, когда был поставлен шах, или когда возникла его угроза.

Третий принцип — слишком рано включить ферзя и активно двигать ее. Это связано с тем, что противник может использовать это поведение для развития своих фигур. Даже если вы создаете комфортные условия для взятия фигур соперника, в первую очередь нужно соблюдать основные правила и контролировать центр доски.

Тяжелые фигуры — две башни и королева. Взаимодействуя друг с другом, они ведут сильную совместную игру и, находясь на одной линии, обеспечивают друг другу защиту.

Стремясь реализовать эти принципы, игрок столкнется с сопротивлением врага. При этом необходимо наблюдать и прогнозировать, какие идеи хочет реализовать оппонент, и всячески им противодействовать.

 

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы — трудоемкий процесс, требующий усидчивости, настойчивости, привычки к самостоятельной учебе и аналитической работе. Следующие методы призваны помочь этому процессу:

  1. Регулярные обучающие и обучающие игры. Рекомендуется найти партнера по шахматам и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет наиболее эффективным, если противник окажется опытным игроком и сразу сможет показать тонкости и нюансы игры. Полезно анализировать только что сыгранные партии, обмениваться мнениями и впечатлениями об игре с противником, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решает задачи и публикует шахматные этюды. Игры следует чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, почерпнутых из практики профессиональных шахматистов, а также специальными упражнениями. Сначала решаются зарисовки на простые темы, например, как поставить мат в три хода, затем задачи постепенно усложняются. С помощью сборников таких задач и исследований, составленных более опытным шахматистом, можно проработать любой элемент игры.
  3. Анализ своей и чужой части. Каждые 4 партии делается перерыв, чтобы проанализировать, что было сыграно и записано с использованием шахматной нотации в отдельной тетради. Самый оптимальный метод анализа — реконструировать игру на доске по заметкам, исправить свои ошибки, обдумать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное изучение игры невозможно без чтения качественных учебников и книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в царство шахмат» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса — классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, можно освоить азы детских учебников. Правила игры для всех одинаковые.
  5. По возможности стоит взять хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, большое значение в развитии практических навыков будет иметь участие в соревнованиях различного уровня и сеансы одновременной игры, проводимые опытными шахматистами.

Джеймс Кэнти (Бразилия)

Что вы посоветуете своим ученикам, которые, по вашему мнению, принесут пользу большему количеству шахматистов?

Мне нравится учить своих учеников отвечать на три вопроса, которые я узнал из книги Джейкоба Огорда «Подготовка к гроссмейстеру: позиционная игра».

В большинстве случаев, даже на первом ходу (чтобы укрепить дисциплину и продолжать задавать эти вопросы во время игры в шахматы), вы должны задать себе три вопроса, которые помогут вам принимать более правильные решения и ограничивать количество ошибок.

Вот эти три вопроса:

1. Каковы слабые стороны позиции (для обеих сторон)? Это могут быть: слабый король, слабые поля, слабые линии и диагонали, слабые пешки, беззащитные фигуры или пешки, неразвитые фигуры, меньшее пространство и так далее

2. Какая форма наихудшая (для обеих сторон)? Когда вы отвечаете на этот вопрос, вы можете иногда найти правильную идею или найти что-то совершенно другое / скрытые жемчужины.

3. Что думает мой оппонент? Это помогает уменьшить количество ошибок! Попробуйте это, буквально задайте этот вопрос, а что происходит естественным образом, когда вы это делаете? Вы, вероятно, просмотрите всю доску и попытаетесь понять идею вашего оппонента, верно? Это нормально. Вы все равно должны смотреть на доску целиком, прежде чем делать ход, чтобы ничего не пропустить, и этот вопрос очень помогает вам в этом отношении.

Насколько сложно освоить игру

Изучив правила, принципы стратегии и тактики, человек понимает, что шахматы — сложная игра, но при желании можно научиться играть в нее. Чтобы улучшить его, необходимо по возможности практиковаться, совершенствовать технику игры, извлекать уроки из каждой сыгранной или проанализированной партии. Придется напрячь память, внимание, логическое мышление.

Самое главное — полюбить игру, научиться получать удовольствие от любой игры и не отчаиваться, если проиграешь.

лучше всего осваивать игру под руководством тренера. В этом случае наставник научит азам игры, поможет систематизировать полученные знания и вывести игрока на новый уровень.

Учимся играть в шахматы с нуля

также невозможно начать игру, не зная, как правильно расставить фишки до начала игры на доске, не имея представления о том, какие движения они совершают.

Как научиться играть в шахматы

Внимательно посмотрите на доску. Вы увидите, что там есть латинские цифры и буквы. Расстановка перед стартом предполагает размещение белых фигур по длине доски от одного края в соответствии с номерами один и два. Черные фигуры находятся на противоположном краю рядом с числами семь и восемь.

Больше информации о шахматной доске

важно знать название каждой фигуры, ее номинал в шахматах. Этот показатель показывает, насколько он ценен и влиятелен. Измеряется в пешеходах.

Как научиться играть в шахматы

Пешка — это слабая фигура среди прочих. Можно только идти вперед, рубить в сторону. Когда он достигает противоположного края доски, он превращается в одну из сильнейших фигур: в ферзя.

Король — главная фигура на доске. Цель игры — поставить мат противнику, уничтожить эту фигуру. Поэтому король для шахматиста бесценен.

Узнать больше о шахматных фигурах

Базовые термины шахмат

Шах — это атака фигуры или пешки на короля. Игрок, которому объявлен шах, должен защищаться от него.

Мат — это атака на короля, от которой он не может защитить себя. Игра заканчивается этим ходом. Выигрывает тот, кто поставил мат королю соперника. Правда, в партиях сильных шахматистов мат встречается довольно редко, потому что, оказавшись в проигранной позиции, они сдаются задолго до его официального объявления.

Пат — это ситуация, когда король находится в положении, в котором ему некуда идти. Другие фигуры также не имеют возможности делать ходы, или король остается один на поле, пока он еще не находился под шахом. Оказывается, настала очередь хода и игроку некуда идти, поэтому объявляется ничья.

Рокировка — это тип хода, который включает перестановку короля горизонтально в направлении любой из его двухквадратных ладей. Затем ладья перемещается на поле, примыкающее к королю с другой стороны. Этот ход можно использовать только один раз за всю игру.

Первый и каждый последующий ход на доске требует внимания, отличного видения, а также стратегического мышления. Когда вы осознали ценность каждой из их фигур, вы изучили, как они двигаются, вам нужно перейти к следующему шагу.

При игре в шахматы нерационально совершать опрометчивые движения фигур. Каждый ход должен быть четко просчитан. Здесь любая халатность ведет к проигрышу, а значит, обязательно последует поражение. Вам также необходимо убедиться, что ваши ценные вещи постоянно находятся в надежном месте.

Совершая обмен (поменяйте свою фигуру на фишку противника), вы должны убедиться, что она завершена. Это означает, что вы не можете разменять ладью на ферзя, так как они не совпадают. Ферзь стоит девять пешек, а ладья всего пять. Оптимально разменять коня и слона, они имеют одинаковое значение для трех пешек.

Стадии шахматной партии

Теперь поговорим об этапах игры в шахматы.

Открытие — это начало игры. Вы должны изучить хотя бы несколько вариантов для черного и белого, особенно ловушки, которые могут поджидать вас в первые несколько ходов.

Средняя игра — это центральная и основная часть игры. Это занимает большую часть времени. Здесь происходит все самое интересное. Все фигуры заняли выгодную позицию и готовы к бою с противником. Каждый игрок уже определился со своими планами. Развитие событий зависит от того, кто атакует врага первым. Чаще всего атака начинается белыми. Если у вас черные фигуры, это не означает, что для вас предопределена только оборонительная стратегия. Правильно разыграв дебют, можно переломить ситуацию и проявить инициативу. Тогда у вас появится возможность прикрепить белые кусочки.

Конец игры: так называется конец игры. После того, как с доски вылетело много фигур, пора заканчивать игру. Опытный шахматист, даже имея небольшое количество фигур, может создать большие проблемы своему сопернику.

Полезные статьи о мид и финале

Некоторые общие правила

В игре в шахматы есть основные правила, нарушив которые, можно проиграть. Они настолько важны, что их стоит написать и изучить сейчас.

Вот самые важные:

  1. Дотронулся до фигуры — вперед! Обдумывая свой следующий ход, не трогайте фигуры. Взяв его, вы обязаны идти, даже если вам это невыгодно. Если ваш противник сделал это, вы можете попросить переместить эту фигуру.
  2. Рокировка невозможна, если вы уже сделали ход ладьей или королем. Когда это сделано, они лишаются последующих ходов или сразу назначают проигрыш.
  3. Противоборствующие короли не могут стоять на соседних друг с другом квадратах. Между ними должно быть пространство хотя бы в одну клетку.
  4. Достигнув последнего ряда доски, пешка превращается в любую фигуру. В этом случае вы можете вместо этого положить на доску одну из потерянных фигур. Можете считать ее королевой, на доске их может быть сколько угодно.

Полный список шахматных правил

Решение шахматных задач

На нашем сайте, да и вообще в Интернете и в книжных магазинах вы легко найдете разнообразные сборники для решения шахматных задач. Здесь помимо условий есть еще и решения. Это необходимо для улучшения ваших игровых навыков. Учитывая определенную позицию в задаче, необходимо найти правильную комбинацию выигрышных ходов. Здесь собраны задания разной сложности. Рекомендуем начинать с простых упражнений, содержащих не более двух движений. Затем переходите к решению более сложных.

Постоянные тренировки помогут найти способы побеждать и загнать соперника в ловушки. Новичкам рекомендуется решать задачи с шахматной доской. Перемещайте фигуры, пока не найдете правильный ход. Тогда ознакомьтесь с книжным решением. Когда вы достаточно натренированы, вы можете решать проблемы в своей голове.

Шахматные задачи для начинающих

Как ходят фигуры:

• Re (Cr).

Самая важная часть, но и самая беззащитная с шагом клетки. Идите вперед, назад, в стороны и по диагонали. Король бесценен: поставить мат королю — значит проиграть.

• Королева (Q).

Путешествуйте на любое расстояние в любом направлении. Имеет доступ по горизонтали, вертикали и диагонали. В этом случае игрок может переместить его на одну клетку или по всему шахматному полю. Это сильнейший (или «самый тяжелый») боец. По шкале ценностей он оценивается в 9 баллов.

• Башня (L).

Это также относится к сильным фигурам и отличается от ферзя только невозможностью двигаться по диагонали. Оценивается в 5 баллов.

• Слон (С).

Доступны только диагональные ходы, но количество полей не ограничено. Считается «легкой» фигурой. Стоит 3 балла.

• Лошадь (K).

Сделайте путь равным трем клеткам и представьте букву «G», где длинная часть хода занимает две клетки, короткая — одну. Также стоит 3 балла.

• Привлекать.

Самый слабый боец. Двигается вперед на одну клетку, атакует по диагонали, не возвращается. Только сделав первый ход в начале игры, они могут пройти одновременно две клетки. Пешка, достигшая последней противоположной позиции, превращается в фигуру. Это может быть ферзь, слон, конь или ладья, но не король. Обычно игроки предпочитают превращать пешку в ферзя. Оценивается в 1 балл.

Стоимость фигур не учитывается по результатам игры, но игрокам необходимо произвести равный обмен.

Шахматы: правила для начинающих детей

Первый урок следует за знанием цифр. Ребенку необходимо запомнить свои имена. Может, он хочет поиграть шахматными фигурами по своему вкусу. Пусть он это сделает. Если ваш ребенок любит фантазировать, то вы можете придумать сказку о шахматной стране.

Во втором уроке рассказывайте ребенку, что каждая фигура имеет свою позицию на доске и что фигуры перемещаются в соответствии с определенными правилами:

правила шахмат для начинающих

Пешка делает только один шаг вперед по доске и съедает фигуру соперника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удается достичь противоположного края доски.

шахматы, как движутся фигуры для детей

Однако король также может сделать шаг в любом направлении.

правила шахмат для начинающих

Королева — самая могущественная во всей игре. Он движется прямо, вбок и по диагонали.

правила шахмат для начинающих

У лошади необычный ход: она пропускает оставшиеся фигуры двух квадратов и одну в сторону. Его ход похож на букву «G».

правила шахмат для начинающих

Слон перемещается по диагонали на необходимое количество клеток.

Ладья вперед или в сторону.

Шахматные правила для начинающих

Все фигурки удаляются с доски, и короля нельзя есть. Вы можете только объявить мат.

Шахматные правила для начинающих

Каждому можно посвятить отдельное занятие. Затем покажите, как они работают вместе. Если ребенок устал, на уроке настаивать не стоит. Так можно навсегда отбить интерес к игре.

Не торопитесь, сопровождайте разработку правил различными играми:

  1. замечательный мешочек В непрозрачной сумке-переноске спрячьте все шахматные фигуры одну за другой и попросите ребенка ощупать, какую фигуру вы спрятали наощупь. Для большего эффекта пусть ребенок тоже спрячет фигуры и сам угадывает, какая шахматная фигура находится в мешочке.
  2. «Найди отличия». Попросите ребенка перечислить все отличия одной формы от другой.
  3. «Чего не хватает.» Положите всех представителей шахматных фигур на стол и, когда ребенок развернется, уберите одну фигуру. Ребенок должен угадать, какую фигурку вы спрятали. Эта игра отлично подходит для развития зрительной памяти.
  4. Лепка шахматных фигур из пластилина или глины.
  5. «Куб». Возьмите один из старых кубиков, нарисуйте каждую из шести шахматных фигур на бумаге и приклейте рисунки к сторонам куба. Или наклеить кубик из ватмана. Бросайте кости по очереди. Метатель должен назвать фигуру, которая упадет на верхний край кубика.
  6. «Угадай» Опишите ребенку шахматную фигуру словами и предложите угадать, что это за фигура. Потом поменяйтесь ролями.
  7. Запрещенная фигура. Поставьте шахматные фигуры в ряд перед ребенком. По вашему желанию ребенок назовет все отображаемые фигурки, кроме «запрещенной», которая выбирается заранее. Вместо названия запрещенной фигуры нужно сказать: «Секрет».
  8. «Поиграем — угадаем». Подумайте о шахматной фигуре для вашего ребенка. Ребенок перечисляет фигурки, чтобы назвать задуманное. Потом поменяйтесь ролями.
  9. «Письмо». Спросите ребенка, названия каких шахматных фигур начинаются с букв K, L, P, C, F.
  10. «Какой муниципалитет?». Возьмите две шахматные фигуры и спросите ребенка: чем они похожи? В чем разница? (Цвет, форма).
  11. Большой и маленький. Поместите перед ребенком шесть разных шахматных фигур, попросите его выбрать самую высокую, дайте ему имя и отложите в сторону. Затем ребенок определит самую высокую из оставшихся фигур и т.д. В конце игры все шахматные фигуры возвращаются на свои места, и начинается новая игра, в которой выбирается самая низкая шахматная фигура.
  12. «Дом шахмат». Постройте небольшой домик из кубиков, в который шахматные фигуры будут входить одна за другой, от самых маленьких до самых больших. Ребенок должен назвать каждого из них.
  13. «Клетчатая репа». Посадите репу. Вокруг нее ребенок строит шахматные фигуры в высоту, объясняя: «Дед — король, бабушка — королева, внучка — слон, насекомое — лошадь, кошка — ладья, мышь — пешка».
  14. «Шахматный мешок». Дидактическую постановочную игру из сказки «Колобок» можно выполнить так: дедушка — король, женщина — королева, заяц — пешка, лиса — рыцарь, волк — слон, медведь — башня и бутерброд — это шар или мяч. Ребенок должен назвать все шахматные фигуры, из которых начинается бутерброд. В конце
    пусть лисица сказок не ест, бутерброд от нее убежит.
  15. «Черное и белое». В беспорядке поместите на стол шесть разных черно-белых шахматных фигур. В начале дидактической игры отложите одну из фигурок, назовите ее и укажите ее цвет, например: «Белая лошадь». Ребенок продолжает игру и выбирает шахматную фигуру другого названия и цвета (это
    состояние), называя ее обязательно, например: «Черная королева». Затем вы представляете новую шахматную фигуру и т.д.
  16. «Школа». Переверните деревянную доску клетками вниз, поместите шахматные фигуры в углубления и скажите ребенку: «Это ваши ученики. Как зовут этого студента? И это? И это?.»
  17. «Цвет». Попросите ребенка поставить все белые или все черные шахматные фигуры в ряд. Когда ребенок выполняет задание, он меняет роли и, например, ставя белые фигуры рядом друг с другом, «по ошибке» ставит одну или две черные шахматные фигуры на одно и то же место. Ребенок должен заметить вашу ошибку и сообщить о ней.
  18. «Пирамида». Посоветуйте ребенку поставить на белую башню черную башню, затем снова черно-белую и сверху — белого царя. Спросите своего ребенка, можете ли вы построить пирамиду из других шахматных фигур.
  19. «Догоня» Выберите одну из белых фигур, например ферзя, и имитируйте ее, когда она пересекает стол. После этого предложите ребенку выбрать и назвать черную фигуру и начать преследовать свою королеву. Пусть ваша «шахматная» фигура не шустро и детская ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
  20. Hide and Seek Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенку нужно их найти и назвать. В этой дидактической игре, в отличие от других, очень опасно менять роли, так как вы рискуете остаться с неполным набором шахматных фигур.
  21. «Над головой». Назовите шахматную фигуру. Ребенок должен выбрать его и поднять над головой.
  22. «На стуле». Положите одну из шахматных фигур на стул. По разные стороны стула, но на одинаковом расстоянии от него, встаньте с ребенком. Сосчитайте до трех и на трех бегите к стулу. Тот, кто первым берет шахматную фигуру, должен ее назвать.
  23. «Убери то же самое». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Поместите одну из фигур в коробку. Попросите ребенка назвать этот предмет и положить такой же в коробку и т.д.
  24. «Комната полна». На стол кладется полный комплект шахматных фигур. Рядом, с полями внизу, стоит открытая деревянная шахматная доска или ящик для шахматных фигур. Предложите ребенку взять одну из шахматных фигур, назвать ее и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Поместите следующую фигуру. И так до тех пор, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. Впоследствии ребенок закрывает коробку или щелкает по шахматной доске.

Две последние дидактические игры призваны сделать процесс сбора шахматных фигур довольно увлекательным после окончания урока.

На третьем уроке отработайте с ребенком правильное расположение фигур и простейшие шаги каждой фигурки наизусть.

первые уроки шахмат

Как только вы вспомните, где они находятся на доске, вы можете шаг за шагом обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понимать основные принципы:

  • Всегда прикрывайте своего короля.
  • Кормить игровых персонажей можно только в том случае, если они принесены в жертву перевороту.
  • Чем слабее фигура, тем она должна быть ближе к центру.
  • Ценность фигур разная: ладья дороже пешки, а король хоть и влиятельный, но беззащитен.
  • желательно первым нейтрализовать ферзя противника.

Чтобы поддержать интерес к игре и улучшить навыки ребенка, учителя шахматной школы дают несколько рекомендаций:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто не стоит поддаваться ребенку, иначе он решит, что дальше учиться не стоит.
  • Играйте только тогда, когда у ребенка есть желание.
  • Подготовительным этапом к игре в шахматы может стать урок по шашкам .
  • после игры полезно обсудить ее ход, какие ошибки были допущены и какие действия были успешными.
  • Купите шахматную книгу для детей.
  • надо отмечать успехи ребенка, хвалить удачные ходы.

1. Тактика «Жареной печени»

1.e4 e5 2.Nf3 Cc6 3.Bc4 Cf6 4.Ng5

График 1:10 безжалостных тактик для новичков

Странное название этой тактики на самом деле происходит от итальянской пословицы «мертвый, как жареная печень», которая прекрасно описывает летальный исход этого приема, если все сделано правильно. Как и мат в четыре хода, он использует слабый дом на f7.

Как получить атаку жареной печени?

Достичь приступа жареной печени очень просто. Если вы играете белыми, вы начинаете с трех разумных ходов развития (e4, Cf3, Bc4). Если теперь черные сыграют Nf6, белые могут начать невероятную атаку «Жареной печени».

очень важно, чтобы черные сыграли Nf6, иначе случится катастрофа, потому что черный ферзь может просто перерезать вашу лошадь. После Ng5 белые угрожают Nxf7, взяв пешку и поставив вилку на две основные черные фигуры: ферзя на d8 и ладью на h8.

Здесь часто возникает вопрос: «Почему бы не взять слона вместо коня на f7, как показано на схеме ниже?» Некоторые люди берут эту пешку своим слоном только потому, что у них шах. Однако, когда король оставляет шах, ваша атака заканчивается, и вы выигрываете только одну пешку. И наоборот, захват лошадью приводит к выигрышу ладьи или ферзя. Что вы предпочитаете: лишнюю пешку или ладью?

У белых только одна пешка

График 2:10 беспощадных приемов для новичков

Советы, которые следует помнить о жареной печени»:

  • Не упустите возможности использовать эту эффективную тактику
  • Не стреляйте в жареную печень, если ваш противник не развил лошадь для

Защита от Атаки «Жареная печень»

График 3:10 беспощадных приемов для новичков

Если вы играете черными, у вас простая защита. После того, как белые сыграли Ng5, черные должны ответить d5. Обычно белые берут его пешкой e4, после чего лучше сыграть Na5, чтобы отвести белого слона c4 от диагонали, где они ждут, чтобы поддержать атакующего коня на g5.

График 4: 10 беспощадных приемов для новичков

Оцените статью
Блог о шахматах